Редакция И.Верещагина и Г.Осташевского |
Электронные часы «Digital»
Назад | Оглавление | Вперед
Электронные шахматные часы «Digital» предлагают 12 различных систем контроля времени для игры между двумя игроками.
I. «Быстрая игра» и «Блиц» (режимы 1, 2, 3)
Самый простой способ для фиксации времени. У обоих игроков есть только один период, в течение которого они должны сделать все ходы.
Режим 1: 5 мин.
Режим 2: 25 мин.
Режим 3: ручная установка
II. Один период плюс «Гильотина» (режимы 4 и 5)
Первый период используется, чтобы сделать заранее установленное количество ходов. Второй период, «Гильотина» используется, чтобы закончить игру.
Система II похожа на систему I, но с более медленным началом.
Режим 4: 2 часа плюс 1 час.
Режим 5: ручная установка.
III. Два периода плюс «Гильотина» (режимы 6 и 7)
Для еще более медленного начала можно играть партию с двумя периодами до «Гильотины».
Режим 6: 2 часа плюс 1 час плюс 30 мин.
Режим 7: ручная установка.
IV. Повторяемый второй период (режимы 8 и 9)
Медленное окончание игры тоже имеет свои преимущества. Простые традиционные часы дают игрокам повторяемый период в один час, в течение которого надо сделать определенное количество ходов. Смысл этой системы, которая была образцом в игре в шахматы в течение более чем 50 лет, состоит в том, что игра не всегда может быть окончена за один заход. Возрастающая игровая мощь шахматных компьютеров и информация, доступная в базе данных об окончаниях, имеет все более и более увеличивающееся влияние на результат отложенных партий. Доверие к определению силы двух игроков все более стало подвергаться давлению.
Режим 8: 2 часа плюс повторяющийся 1 час.
Режим 9: ручная установка.
V. ФИДЕ «быстрая игра» (режимы 10, 11, 12, 13 и 14)
Система «ФИДЕ» «быстрая игра» начинается игрой с традиционным периодом, в течение которого должно быть выполнено заранее установленное количество ходов. Как только этот период заканчивается, на дисплее появляется треугольник. С этого момента игрок получает дополнительное время на каждый последующий ход. Время на обдумывание, которое осталось неиспользованным до конца хода, сохраняется до следующего хода. Выполнив ходы за время меньшее, чем время, добавляемое к каждому ходу, игрок может создать время на обдумывание, которое можно использовать при последующих ходах.
Режим 10: 3 минуты, потом 2 сек. на ход.
Режим 11: 20 минут, потом 5 сек. на ход.
Режим 12: 1 час, потом 10 сек. на ход.
Режим 13: 2 часа, потом 20 сек на ход.
Режим 14: ручная установка.
VI. ФИДЕ «турнир» (режимы 15, 16 и 17)
В этой системе предусмотрены 2 периода времени до того, как станет возможным дополнительное время на каждый ход.
Режим 15: 1 час 30 мин. плюс 30 мин., потом 20 сек. на ход.
Режим 16: 2 часа плюс 1 час, потом 20 сек. на ход.
Режим 17: ручная установка.
VII. «Бронштейн» (режимы 18, 19 и 20)
Самое раннее предложение шахматной общественности для решения проблемы ограниченного времени на обдумывание поступило от международного гроссмейстера Давида Бронштейна. Его система действует с первого хода, поэтому треугольник сразу появляется на дисплее. Основное время на обдумывание уменьшается при промедлении. До того как основное время на обдумывание начнет уменьшаться, у игрока есть определенное время для совершения хода. Невозможно увеличить время на обдумывание, если играть быстрее, как это можно в системах «ФИДЕ» и «Фишер».
Режим 18: 5 мин, без 3-х секунд на ход.
Режим 19: 20 мин, без 10 секунд на ход.
Режим 20: ручная установка.
VIII. «Фишер» «быстрая игра» (режимы 21, 22, 23)
Эта система также действует с первого хода. Различие между этой системой и системой «Бронштейна» заключается в том, что здесь возможно добиться увеличения времени на обдумывание, если выполнять ход в течение меньшего времени, чем разрешенное дополнительное время.
Режим 21: 3 мин. плюс 20 сек. на ход.
Режим 22: 20 мин. плюс 10 сек. на ход.
Режим 23: ручная установка.
IX. «Фишер» турнир (режимы 24 и 25)
Система «Фишер» турнир самая сложная из всех, где регулируется время на обдумывание. Кроме дополнительного времени, определен ного на каждый ход, игрок также получает дополнительное количество основного времени на обдумывание после того, как сделано совершено заранее определенное количество ходов.
Режим 24: 2 периода, 80 минут на 40 ходов, 40 минут на 20 ходов, с дополнительной 1 минутой на ход.
Режим 25: 4 периода, ручная установка.
X. «Го с био-йоми» (режимы 26, 27 и 28)
По своей сути игра го по-настоящему пригодна для получения игроками дополнительного времени, чтобы завершить игру. Традиционно, для этого используется система «био-йоми». «Био-йоми» дает игроку, который израсходовал все время на обдумывание, определенное количество времени на каждый последующий ход.
В обычной игре в го основное время на обдумывание определено от 1,5 часа до 2 часов, обычно сочетается с «био-йоми» от 20 до 30 секунд. После того как основное время на обдумывание истекло, часы переходят на время «био-йоми». Каждый раз, как игрок выполняет ход, часы возвращаются назад. Если игрок не совершил ход до того, как время на часах дошло до нуля, на дисплее появляется отметка "-".
В матчах высокого уровня основное время на обдумывание равно 9 часам, после чего следует 5 периодов «био-йоми», каждый по 1 минуте. В конце 9-часового периода часы переходят на 5 минут. Если игрок совершает ход до того, как время достигает 4-х минут, часы снова переходят на 5 минут. Если он совершает ход после того, как был превышен 4-х минутный период, часы возвращаются к 4-м минутам. Таким образом часы все время возвращаются к началу текущего периода «био-йоминг».
Режим 26: 1 час плюс 1 раз по 20 сек. «био-йоми».
Режим 27: 2 часа плюс 1 раз по 30 сек. «био-йоми».
Режим 28: ручная установка.
XI. «Песочные часы» (режимы 29 и 30)
Время на обдумывание у игрока постепенно уменьшается в то же самое время, когда у его соперника оно увеличивается. Такой способ игры является зрелищной альтернативой традиционной «волоките».
Режим 29: 1 минута.
Режим 30: ручная установка.
XII. «Гонг» (режимы 31 и 32)
До введения часов с двумя циферблатами турнир часто проходил под контролем с применением гонга. Гонг использовался для обозначения фиксированного времени на каждый ход.
Режим 31 обеспечивает фиксированное время 10 секунд по очереди, сначала для игрока, у которого часы под левой рукой, а потом то же количество времени для игрока, у которого часы под правой рукой, и т. д. Используя рычаг, возможно определить, сделал ли игрок ход в течение времени на обдумывание. Отметка "-" появляется на дисплее, если рычаг не пережат в течение специально определенного времени.
Режим 31: 10 секунд.
Режим 32: ручная установка.
Комментарии
Часы «Digital» применялись в течение последних 4-х Олимпиад (Москва, Ереван без добавления времени после каждого сделанного хода; Элиста, Стамбул с добавлением времени). В настоящее время выпускаются часы других марок (многие из них есть в Интернете на сайте ФИДЕ и др. сайтах), но принципиально они не отличаются от «Digital» (в частности, невозможность устанавливать различное количество ходов для белых и черных в некоторых режимах). Российская шахматная федерация, следуя рекомендациям ФИДЕ, приняла решение о постепенном переходе на игру с добавлением времени после каждого хода с использованием электронных часов. В силу этого, знакомство игроков и арбитров с возможностями различных режимов времени представляется своевременным. Перевод сделан И. Верещагиным.
Назад | Оглавление | Вперед
|
Зарегистрированных пользователей: | 41218 |
Активных пользователей: | 10 |
Пользователи онлайн: | 74 |
Команд: | 44 |
Сыграно боевых партий: | 162816 |
Сыграно классических партий: | 253097 |
Незавершенных боевых партий: | 0 |
Незавершенных классических партий: | 0 |
Боевых расстановок в базе: | 63919 |
|